Идеалистический субъективизм

Просмотров: 175

Очевидно, необходимо оговорить, что Пудовкин применяет понятие «материал» в чисто техническом его смысле: куски пленки для кинорежиссера — это как глина, гипс, камень для скульптора, полотно и краски для живописца… Пудовкинские суждения не выдерживают проверки строгими философскими критериями: да, режиссер действительно строит монтажную фразу, экранный образ жизни из кусков пленки, но заснятые на пленке «отдельные моменты какого-либо явления» имеют свое объективное содержание, ограничивающее власть режиссера над монтируемыми кусками пленки. С точки зрения материалистической эстетики материалом кинорежиссера, как и всякого другого художника, являются реальные явления и процессы действительности, протекающие в реальном времени и пространстве. Но Пудовкин не имел в виду этот философский аспект проблемы. Повторяю: слово «материал» он использовал в техническом смысле. В кулешовской мастерской, с легкой руки ее руководителя, привыкли говорить о кусках пленки как о материале режиссера, не очень-то заботясь о философской точности рабочих формул. Вот и Пудовкин продолжает говорить пока все в том же привычном стиле. А самопроверке и уточнениям формул, помимо первооткрывательской увлеченности монтажом, мешает склонность к кинематографу, который прямому рассказу — повествованию предпочитает метафору, сложные монтажные сопоставления, язык кинематографических уподоблений, иносказаний, символов. Складывая два куска пленки, этот кинематограф умеет извлечь из такого сложения не только сумму слагаемых, но и третий, четвертый смысл — новые эмоции, представления, понятия, возникновение которых невозможно предположить при раздельном созерцании складываемых кусков. Именно эти «чудеса монтажа» и обобщались Пудовкиным в формулах, о которых идет речь.

Переживаете за курс рубля? Хотите знать, какие прогнозы курса рубля на сегодня актуальны? Тогда загляните по ссылке выше.

Точно так же нет идеалистического субъективизма в словах. Пудовкина о времени и пространстве: здесь тоже идет речь скорее о технике и приемах кинематографа, нежели об эстетическом отношении искусства к действительности.

Идея о всесилии монтажа, создающего новую действительность, подчинив себе пространство и время, могла бы стать весьма опасным проявлением субъективизма, истолкованная философски, примененная художником индивидуалистического склада. Пудовкин хорошо понимал, что является первоосновой искусства. Не об «освобождении» искусства от жизни думал он, утверждая силу монтажа. Он ратовал за создание «новой действительности», экранного времени и пространства во имя увеличения познающей и организующей силы кинематографа: ему была глубоко противна сама мысль о том, чтобы служить искусством капризам воображения, тешить художническое самолюбие манипуляциями над жизнью.

Характерно, что вслед за идеями о «новой действительности» идут очень важные для реализма размышления о путях киноискусства к правде жизни.

Конкретизируя теорию монтажа, Пудовкин подчеркивает значение концентрации действия при помощи уничтожения ненужных переходных моментов. Такая концентрация, по мысли Пудовкина, является самой сущностью кинематографического изложения (в качестве примера используется в книге «кинематографический трюк» — падение с высокого этажа, снятое только в начале и конце). Пудовкин настойчиво подчеркивает, что экранное время не равно реальному — оно определяется скоростью наблюдения, количеством и длительностью отдельных элементов, выбранных для кинематографической передачи снимаемого процесса. Точно так же не равно реальному и экранное пространство: склеивая куски, кинематографист концентрирует его, как это экспериментально продемонстрировал Кулешов, когда монтировал московский пейзаж и Белый дом, сводил на экране живущих в разных городах людей…

Категория: Блог, Важное.