Низкая зарплата и ненормированный рабочий день. Только треть журналистов в Европе довольны своей работой

Просмотров: 177

Самооценка журналистов ощутимо пошатнулась в последние годы. К такому выводу пришло агентство Marketagent.com, опросив более 2800 журналистов из Германии, Франции и Австрии.

Это пятое аналогичное исследование за последние 11 лет, которое подтвердило тенденцию — только трое из десяти журналистов довольны своими нынешними условиями труда. «Серия наших исследований с 2006 по 2017 год показывает, что на имидже журналистской профессии появилось несколько шрамов. По крайней мере, с точки зрения самих журналистов», — объясняет Томас Швабль, генеральный директор Marketagent.

Самые критические голоса звучат со стороны журналистов, работающих в печатных и онлайн-медиа. Меньше всех довольны внештатники.

Австрийская журналистка Ирмгард Вутшэр говорит: «Теперь я в привилегированном положении — работаю в штате, мне платят согласно коллективному договору, зарплатой я довольна. Однако долгие годы, пока я была внештатницей, оплата сильно отличалась. Особенно неприятно было все время бороться за заказы. А если ты болен или в отпуске, не оплачивается не только это «пропущенное» время, но и время после возвращения, пока ты занят поиском новых заказчиков и новых тем. И, безусловно, время на сбор и исследование материалов не оплачивается».

Худшие показатели аналогичное исследование имело лишь в 2010 году — тогда довольны были лишь 26% опрошенных. Сегодня 83% европейских журналистов считают, что условия труда в последние годы ухудшились. 90% респондентов заявили, что выросло давление, связанное с временными рамками. Более половины респондентов считает, что оно даже удвоилось.

Нужна экспертиза строительства дома? Тогда вот вам экспертиза строительства дома в сети. Надежная компания.

Современные новости доходят до зрителя и читателя почти мгновенно, поэтому журналисты подвергаются не только экономическим проблемам, но и трудностям, связанным с оперативностью. Согласно исследованию, эти тенденции прежде всего касаются тележурналистики (63,8%). Каждый пятый опрошенный подтвердил, что он обременен работой сверх нормы и боится потерять свое место — по данным Marketagent.com, эти показатели резко выросли за последнее десятилетие.

Немецкая журналистка Вера Блок перечисляет пункты, которыми она не удовлетворена в работе: «Низкая оплата и, как правило, несоизмеримость усилий и награды за них. Ненормированный рабочий день — меньшее зло, чем отсутствие возможности спланировать на неделю или месяц вперед. Все больше различий между тем, что ты изучал для профессии, и тем, что фактически требуют редакторы. Зависимость от недостаточно компетентных в технике лиц, принимающих решения. Плохое социальное обеспечение».

Но есть и положительные тенденции: например, немецкоязычные журналисты довольны новыми возможностями поиска информации для расследований. Наиболее удовлетворены в этом смысле австрийские коллеги. В целом 78% опрошенных (Австрия — 82,4%, Германия — 75,5%) оценили эти условия как достаточные или даже очень удовлетворительные. По сравнению с 2004 годом удовлетворенность в этой области только немного уменьшилась (тогда было 83,6%).

Определенные изменения наблюдаются в деле выбора источников информации. Например, все реже журналисты в Европе пользуются пресс-релизами, пресс рассылками и сообщениями информационных агентств. Важнейшую информацию сегодня берут из Интернета (95,2%) и собственных исследований (93,3%).

В целом, большинство опрошенных журналистов считает, что их профессию ждет нелегкое будущее. Только 16% респондентов смотрит с оптимизмом в завтрашний день. Меньше всего уверенности испытывают сотрудники печати и интернет-журналисты. Тем не менее, 40% опрошенных верят в свое собственное светлое будущее в журналистике, хотя 11 лет назад эта цифра составляла почти 90%.

«В конце остается открытым вопрос — если все так мрачно, почему вы это делаете?», — рассуждает немецкая журналистка Вера Блок. «А что еще делать?», — ответ довольно банален. В журналистике остаются, ведь это лучшая работа для любопытных людей с разнообразными интересами. Иметь возможность задавать вопросы, узнавать разные вещи и явления, передавать квинтэссенцию человеческого опыта дальше. Это вызывает привыкание. А бесплатный вход в музеи — еще один аргумент…»

Категория: Гогет, Интересное.