За и против фильма «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера

Просмотров: 75

За

Дом, который построил Джек

***

Влиятельный французский журнал Cahiers du Cinema включил «Дом, который построил Джек» в десятку лучших фильмов года, где он занял весьма почетное восьмое место. Французы всегда довольно неоднозначно относились к Ларсу, однако эту его работу местные критики буквально превозносят, называя важным высказыванием большого автора.

***

Несмотря на всю жестокость и обилие убийств, новый фильм фон Триера – это еще и размышление о пределах дозволенного в искусстве и о том, где находится грань между этическим и не этическим. В своей картине Трире приравнивает акт убийства к акту создания произведения искусства. Выглядит это, конечно, крайне провокационно и порой немного пафосно, но кто сегодня способен на такое, как не старина Ларс.

***

«Дом, который построил Джек» — очень личный фильм для режиссера, его своеобразная исповедь и возможность выхода наружу всех страхов. Другой вопрос, что, пускаясь в такое, фон Триер приправляет все это огромным количеством насилия, пафоса и иронии.

***

Ближе к концовке в фильме все становится довольно серьезно, но его первая половина – это самая настоящая черная комедия, где Ларс проходится по гендерным ролям и историям о серийных убийцах. Более того, почти каждая сцена убийства в фильме сопровождается каким-то комедийным моментом, другое дело, что смех здесь уже становится все менее возможным, а на смену ему постепенно приходит чувство неловкости и отвращения. Впрочем, именно кажется и добивался сам режиссер.

***

«Дом, который построил Джек» визуально движется от классического американского кино о серийных убийцах к настоящей барокковой опере по мотивам «Божественной комедии» Данте. При этом фон Триер создает еще и классический для себе фильм-вердикт современному миру (или, может, и просто современной Америке, помня о давней «любви» датчанина к этому континенту), где больше невозможно сострадание и где все обречены на вечные муки ада.

***

Это настоящий актерский бенефис Мэтта Диллона. Актер, которого когда-то весь мир узнал благодаря роли бунтаря в картине Фрэнсиса Форда Копполы «Бойцовская рыбка», теперь, похоже, имеет все шансы навсегда остаться в историю как человек, сыгравший маньяка Джека в том самом фильме Ларса фон Триера.

Против

Дом, который построил Джек

***

В фильмах фон Триера и раньше хватало некоего пафоса, но здесь он буквально бьет через край. Полемика с критиками всегда была неблагодарным занятием, но здесь Ларс переходит все пределы: он вновь вспоминает о нацизме, вновь говорит о избранности искусства и зачем-то, не найдя лучшего аргумента, использует в ленте отрывки из своих предыдущих картин, возводя таким образом себя едва ли не в образ Бога.

***

Сьюзен Зонтаг когда-то подметила важную вещь, что насилие показанное в лоб, больше не шокирует, что сегодня, живя в мире, где мы постоянно видим горы трупов и крови по ТВ и в интернете, нас куда больше может пугать то, что остается за кадром. Фон Триер же в своем фильме все насилие показывает в лоб. Поначалу это вызывает небольшое неприятие, чуть позже – откровенную скуку.

***

Фильмы Триера всегда славились сильными женскими персонажами, а актрисы, играющие у него, буквально преображались на наших глазах. В новой картине датчанина от подобного не осталось и следа, а «Дом, который построил Джек» вполне можно обвинить в сексизме. В этой картине все женщины выглядят откровенно глупыми, а их поступки зачастую противоречат какой-либо здравой логике, словно оправдывая последующее против них насилие.

***

«Дом, который построил Джек» — это очень замкнутый фильм, где проскакивают многочисленные обиды и порой самая настоящая мелочность режиссера, решившего зачем-то поквитаться со всеми своими обидчиками, но при этом для пущей остроумности сдобрив все это напускной иронией. Как часть чего-то большего – это могло бы выглядит занятно, но как мотив всего фильма – немного перебор.

***

Как это не печально, но фон Триер кажется немного устарел. Насилие, которым он пытается шокироваться уже ничем не отличается от того, что мы видели в той же «Игре престолов». Юмор или многочисленные философские рассуждения вызывают скорее чувство неловкости, также не особо отличаясь от современных сериалов вроде того же «Проповедника», а разнообразные отсылки и намеки на интеллектуальную игру со зрителем выглядят крайне предсказуемыми. Не случайно один из важных вопросов, который оставляет после себя «Дом, который построил Джек» — сможет ли после него Ларс фон Триер снимать что-то еще, не ушло ли его время окончательно, не исчерпал ли он себя в многочисленных депрессиях и борьбе с собственными демонами. Ответ на этот вопрос, судя по многочисленным историям о состоянии датчанина, выглядит пока не очень-то обнадеживающим.

Категория: Новости.