Сериал «Человек в высоком замке»: если бы победил Гитлер

Просмотров: 121

Предыстория

Человек в высоком замке

В своем романе Филип К. Дик полностью переписал историю Второй мировой войны. Все началось с убийства президента Рузвельта. После его смерти США решили не помогать союзникам и оставаться в стороне от войны. В то время как страна так и не смогла оправиться от Великой депрессии, фашисты захватили Европу, а тихоокеанский флот США был полностью уничтожен Японией во время атаки на Перл-Харбор. В 1947 году Штаты подписали капитуляцию и страна оказалась разделена на две части: восточное побережье отошло Германии, западное — Японии. И так же как в послевоенной Германии царило напряжение между ГДР и ФРГ, так и здесь стала ощущаться все большая прохлада между «новыми победителями». В это же время все участники антигитлеровской коалиции были преданы суду за военные преступления, по аналогии с Нюрнбергским процессом. А сам Гитлер вскоре умер от сифилиса, и ему на смену пришел Мартин Борман. В сериале, правда, этот момент решили все же изменить, оставив фюрера в живых.

Помощь Ридли Скотта

Человек в высоком замке

Книга «Человек в высоком замке» была опубликована в 1962 году, получив премию «Хьюго» как лучший роман года. Права на ее экранизацию еще в 80-х приобрел режиссер Ридли Скотт. Однако тогда он реализовал на экране другое произведение Дика — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», превратив его в фильм «Бегущий по лезвию». В прошлом же году Скотт договорился с Amazon и согласился выступить продюсером телесериала по «Человеку в высоком замке». Помимо продюсерской работы он стал консультантом визуальной части проекта. Именно Скотт предложил отталкиваться в оформлении от двух ключевых точек — фильма «Конформист» Бернардо Бертолуччи и картин американского художника Эдварда Хоппера. Таким образом он хотел соединить в сериале две противоположные стилистики. «Конформист» показывал мир под фашистской властью, где легко совмещались пышные торжества завоевателей и истории людей, готовых на самые низменные поступки ради выживания. Картины Хоппера, наоборот, затрагивали экзистенциальное и были, скорее, реалистичными полотнами об одиночестве и потерянности человека в урбанистических пейзажах американских городов и пригородов.

Политика

Человек в высоком замке

Адаптацию книги доверили сценаристу «Секретных материалов» Фрэнку Спотницу. Его главной идеей было сделать актуальный сериал, который не просто показывал бы антиутопию, но и задавал вопросы о современности. Всё это уже было заложено в романе Дика, для которого «Человек в высоком замке» был прежде всего возможностью углубиться в психологию Америки того времени. Спотниц пошел несколько дальше: его адаптация — это попытка посмотреть на сегодняшний мир сквозь призму альтернативной истории, где воцарились нетерпимость, ненависть, расизм и тоталитаризм. В одном из интервью сценарист даже задается вопросом: «Насколько наш мир отличается от мира, придуманного Диком, соблазнились бы мы теми же вещами и обещаниями, что давало людям новое фашистское правительство?». И как продолжение этих слов в пилоте сериала мы видим счастливую американскую семью, живущую под нацистским командованием. В какой-то момент их сын заявляет, что хочет служить своему новому правительству и его идеалам. После увиденного один из американских критиков успел даже сравнить «Человека в высоком замке» с «Карточном домиком». Здесь, правда, стоит отметить один важный факт: Спотниц еще со времен работы над «Секретными материалами» живет в Европе (в данный момент в Париже) и считается одним ярых критиков нынешней политики США.

Антиутопия

Человек в высоком замке

«Человек в высоком замке» содержит элементы многих жанров. Это было в романе, это заметно и по пилоту, выпущенному еще в январе (на Amazon, напомним, сначала зрителям представляют пилотный эпизод, и только если те поддерживают его — дают зеленый свет дальнейшей работе над проектом). В сериале есть и сильная историческая составляющая, и геополитический шпионский триллер, и научно-фантастическая линия, и классическая любовная история. Но самое главное, «Человек в высоком замке» — это, прежде всего, настоящая антиутопия, довольно редкий сегодня жанр в сериалах и фильмах. Согласно ему на экране предстает мир, который одновременно напоминает реальный и является выдумкой-предостережением. На Таймс-сквер, например, развешена свастика. США так никогда и не узнает об Элвисе и контркультуре 60-х, да и общество уже никогда не будет таким как прежде.

Первые отзывы

Человек в высоком замке

Действие сериала начинается в 1962 году, когда в США, наконец-то, появляется подпольное сопротивление, похожее на то, что действовало во Франции времен Второй мировой. Первым делом они начинают распространять информацию, опровергающую официальную пропаганду, а их главным оружием становится кинохроника, находящаяся в руках двух главных героев — Джо и Джулс. При этом, как и в романе, в сериале преобладает мрачная атмосфера обреченности. Но, в отличие от традиционных пилотов, первая серия «Человека в высоком замке» не пытается сразу показать все сюжетные завязки. Она, скорее, выглядит плавным вступлением ко всей истории. В этом смысле, шоу явно старается следовать оригиналу с его витиеватостью и неспешностью. Последнее, впрочем, делает очевидным и первые недостатки — ограниченность бюджета и не самые выдающиеся актеры. Главную звезду шоу Алексу Давалос (Джулс), к примеру, мы можем помнить по далеко не шедевральным «Хроникам Риддика», а самая известная роль ее партнера Люка Клеинтенка (Джо) — это участие в сериале «Сплетница». Однако, если Скотту и Спотницу удастся спрятать очевидные недостатки за правильной атмосферой и продуманной историей, мы можем получить, как минимум, умный сериал на весьма актуальные темы. Другой вопрос — будет ли его интересно смотреть тем, кто в жизни не слышал о самом Филипе К. Дике.

Категория: Новости.