Ретро: лучшие фильмы 1992 года

Просмотров: 97

Основной инстинкт

Основной инстинкт

О чем: детектив Ник Каррен (Майкл Дуглас) расследует дело об убийстве на сексуальной почве. Главной подозреваемой оказывается писательница (Шэрон Стоун), рассказавшая о похожем преступлении в своей книге.

Почему смотрели: режиссер Пол Верховен всегда был одержим тремя темами — сексом, исследованием насилия и интеллектуальными играми, спрятанными за классическим жанровым кино. За это его всегда любили в Европе, но холодно принимали в США. Перебравшись из Голландии в Голливуд, Верховен поставил подряд три культовых фильма — «Робокоп», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт». После чего были картины «Шоугелз» и «Звездный десант», буквально похоронившие его голливудскую карьеру.

Однако именно «Основной инстинкт» считается главным творением режиссера. Это странный фильм-пазл, фрейдистская фантазия с элементами мазохизма и просто стильный триллер. Обычные зрители были увлечены поисками разгадки происходящего, критики видели во всем, скорее, режиссерскую игру. С последней трактовкой позже согласится и сам Верховен. По всей картине он разбросал множество подсказок, которые на деле не имели особого смысла. Все они были лишь изощренным юмором режиссера и его издевкой над массовым зрителем (Верховен часто шутил, что приехал в Голливуд, чтобы уничтожить его изнутри). Что, впрочем, не мешало наслаждению от просмотра самого фильма «одновременно омерзительного и волнительного», как написал один из рецензентов. Но главное — «Основной инстинкт» явил миру Шэрон Стоун. Ее холодная сексуальность и великая сцена со сменой положения ног тут же сделали ее главным секс-символом десятилетия, превратив никому известную 34-летнюю актрису в Мэрилин Монро нового времени.

Непрощенный

О чем: бывший хладнокровный убийца Уильям Мунни пытается начать новую жизнь вдали от всего мира вместе со своей семьей. Но однажды он решает снова взяться за оружие.

Почему смотрели:Клинт Иствуд — это человек, чье имя ассоциируется с жанром вестерн и мужским кино. Он начинал как актер, играл у классиков жанра Серджио Леоне и Дона Сигела и параллельно с этим пробовал свои силы в режиссуре. Его фильмы часто вызывали неоднозначную реакцию и многим из них доставалось за олдскульный стиль и прямолинейность. Однако в 1992 году даже самые заядлые критики Иствуда вынуждены были признать его большим режиссером.

После выхода «Непрощенного» New York Times назвал эту картину данью уважения всему лучшему, что было в истории вестернов: от картин Джона Форда до уже упомянутого Серджио Леоне. Фильм вышел в тот момент, когда сам жанр уже успели похоронить, признав, что эпоха крутых парней на лошадях ушла навсегда. Однако Иствуд, знакомый не понаслышке с историями о Диком Западе, был с этим явно не согласен. Его «Непрощенный» — не просто «дань уважения», а полное переосмысление жанра. Здесь каждый элемент вестерна подается под новым углом. История об одиночке, решившемся на благое дело, оказывается полностью лишена романтизма и возвеличивания Дикого Запада. А весь фильм оказывается грустным признанием того, что эпоха, которой принято так восхищаться, была полностью пропитана злобой и насилием. Как результат, «Непрощенный» стал главным фаворитом «Оскара», получив девять номинаций и четыре заветные статуэтки, в том числе за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру».

Мир Уэйна

О чем: история о двух раздолбаях, которые ведут собственное подпольное телешоу. Они фанатеют от поп-культуры и пытаются спасти свое детище от рук наглого телепродюсера.

Почему смотрели: культовый фильм поколения MTV, во многом отображающей все лучшее, что было на главном канале 90-х: отвязное веселье, самые смелые телепрограммы, отличная музыка, атмосфера безудержного отрыва. Плюс некая утопическая фантазия об идеальном мире, где временным поводом для грусти может быть только влюбленность, а удовольствие от жизни можно получать, просто поднимаясь каждое утро с потели под любимую песню. Сняла фильм режиссер Пенелопа Сфирис, сделавшая себе до этого имя добрыми историями о подростках-фриках. Но его главной звездой и идеологом был Майк Майерс. В 80-х вместе с приятелем Дэной Карви он ушел из программы «Saturday Night Live», подарившей миру едва ли не всех лучших американских комиков последних десятилетий. Там он и придумал двух веселых персонажей, Уэйна и Гарта, делающих собственное телешоу. В результате «Мир Уэйна» фильм стал сборником лучших номеров Майерса эпохи SNL, которые стараниями Сфирис были вплетены в сюжет молодежной комедии. Впоследствии эти шутки буквально разошлись на цитаты, фирменный стиль Майерса породил множество подражателей, а сам «Мир Уэйна» из веселой пародии и оды радости стал ключевой частью культуры 90-х.

Самый кассовый фильм: «Аладдин», реж. Рон Клементс, Джон Маскер

Лучшая комедия: «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», реж. Крис Коламбус

Лучший фильм по комиксам: «Бэтмен возвращается», реж. Тим Бёртон

Победитель Каннского кинофестиваля: «Благие намерения», реж. Билле Аугуст

Самый безумный арт-фильм: «Обед нагишом», реж. Дэвид Кроненберг

Категория: Новости.