Ретро: лучшие фильмы 1974 года

Просмотров: 113
Крестный отец 2

О чем: второй фильм о семье Корлеоне, разделенный на две условные части. Одна из них продолжает историю о становлении Майкла Корлеоне во главе семьи, вторая — рассказывает о молодых годах его отца — Вито.

Почему смотрели: в кино продолжение почти никогда не бывает лучше оригинала. Но вторая часть «Крестного отца» считается исключением из этого правила. После первого фильма, где режиссер Френсис Форд Коппола был скорее наемным рабочим, чем полноценным творцом, он, наконец-то, получил определенную свободу. Последнее и сыграло свою роль в успешности фильма. Используя тот же подход, что и в оригинале (эпичность, параллельный монтаж) Коппола показал столкновение двух миров (Америки и Италии) и эпох (60-е и начало прошлого века). Все это дало возможность еще детальнее проследить историю зарождения мафии, механизмы ее существования и места в обществе. И если первая часть была, скорее, криминальной драмой с элементами боевика, то вторая обрела социальный и даже политический подтекст. Коппола не просто воссоздавал две разные эпохи, через них он рисовал настоящий портрет Америки — страны, созданной эмигрантами, принесшими туда свою культуру и обычаи. Отсюда и дополнительный смысл истории отца и сына, их разного пути к власти и последующей деятельности. Не менее важным, впрочем, была и актерская игра: Аль Пачино и Роберт Де Ниро сыграли здесь одни из лучших своих ролей. Сам фильм удостоился шести «Оскаров», включая награды за «Лучший фильм», режиссуру и лучшую роль второго плана (Де Ниро).

Бойцовский петух

О чем: Фрэнк Мэнсфилд — завсегдатай петушиных боев. Он поклялся не разговаривать, пока не получит медаль за «Лучшего бойцовского петуха года». Отговорить его от этой безумной идеи может только Мэри Элизабет — единственный его близкий человек.

Почему смотрели: режиссер Монте Хеллман — главный аутсайдер «Нового Голливуда». Он начинал вместе с Копполой и Скорсезе на трэш-фильмахРоджера Кормана, снимал вместе с Джеком Николсоном дешевые b-movie на Филлипинах и прославился как режиссер медитативных вестернов и одного из лучших роуд-муви в истории («Двухполосное шоссе»). В отличие от своих более известных коллег, Хеллман всегда избегал больших студий и делал кино, не похожее ни на что. «Бойцовский петух» — самый камерный и грустный фильм режиссера. Его главный герой — фактически альтер-эго самого Хеллмана — такой же аутсайдер, одержимый делом всей своей жизни. Главную роль в фильме сыграл Уоррен Оутс — великий непризнанный актер, собутыльник Сэма Пекинпы и приятель самого Хеллмана. В 70-е Оутс исполнил лучшие свои роли, а его внешность, одновременно крутого и ранимого парня, который так и не сумел повзрослеть и приспособиться к этому миру — сделала его символом американского кино целого десятилетия. «Бойцовский петух» же стал его настоящим звездным часом и одной из немногих главных ролей в карьере.

Селина и Жюли совсем заврались

О чем: две веселые парижанки живут вместе, выдумывают всевозможные истории и, принимая разноцветные таблетки, оказываются в загадочном доме, где раз за разом разыгрывается одна и та же драма.

Почему смотрели: фильм, во многом повлиявший на «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча. Причем Линч умудрился вставить в свою картину даже несколько прямых цитат из творения Жака Риветта. Сам Риветт — лидер французской «новой волны» (именно он, а не Жан-Люк Годар вел за собой своих коллег и друзей), бывший кинокритик, редактор влиятельного журнала «Cahiers du Cinema» и самый странный французский режиссер того периода. Он был одержимым фанатом кино (Трюффо вспоминал, что тот мог просидеть в кинозале целый день, смотря один и тот же фильм), привил остальным любовь к американскому кинематографу, а в 70-х успел снять один из самых продолжительных фильмом в истории — 13-часовой «Out 1». Однако, «Селина и Жюли совсем заврались» — наиболее характерная работа Риветта. Здесь соединились все его ключевые мотивы и темы: театральность, любовь к играм (почти во всех его картинах есть элемент игры), отсылки к классической литературе (в данном случае к произведениям Генри Джеймса) и необычный юмор. Но главное, «Селина и Жюли» — это фактически признание в любви кино с его волшебством и возможностью создавать невообразимые миры и истории с помощью одного лишь воображения.

Победитель Каннского кинофестиваля: «Разговор», реж. Френсис Форд Коппола

Лучший нуар: «Китайский квартал», реж. Роман Полански

Кино о кино: «Американская ночь», реж. Франсуа Трюффо

Лучший вестерн: «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа», реж. Сэм Пекинпа

Лучший американский арт-фильм: «Женщина не в себе», реж. Джон Кассаветис

Категория: Новости.