Летающий дворец. Немецкая пассажирская летающая лодка

Просмотров: 52

88 лет назад, 12 июля 1929 года, впервые поднялась в воздух гигантская летающая лодка «Дорнье» Do-X — крупнейший в мире, на тот момент, летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу «Максим Горький», однако, по максимальному взлетному весу — 58 тонн — Do-X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса «Максима Горького» составляла 53 тонны.

Летающий дворец. Немецкая пассажирская летающая лодка Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек.

Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do-X переоборудовали под роскошный "летающий отель" на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.

Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году "великая депрессия", вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиарейсы. В результате, на регулярные маршруты он так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.

Еще два экземпляра Do-X были построены в 1931 и 1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы — тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м — отправлены на слом. В общем, Do-X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свое время.

Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе.

Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для постройки этого самолета фирма "Дорнье" построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.

Реклама
×

Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.

Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.

Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.

Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также — несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки.

Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также - несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.

Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа — бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной.

Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа - бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.

В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.

В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

В нем можно было с комфортом послушать радио…

В нем можно было с комфортом послушать радио... Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.

Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Или — выпить и закусить.

Или - выпить и закусить. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных "Юпитеров" самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс "Конкерор" по 640 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 1250 м, а максимальный (без нагрузки) — 3200 м.

Летающий дворец. Немецкая пассажирская летающая лодка Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

"Конкероры" на крыле модифицированного Do-X.

"Конкероры" на крыле модифицированного Do-X. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Заливка воды в систему охлаждения.

Заливка воды в систему охлаждения. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Do-X с новыми моторами идет на взлет.

Do-X с новыми моторами идет на взлет. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Взлетел!

Взлетел! Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке — Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро.

И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке - Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

А потом был перелет в Нью-Йорк.

А потом был перелет в Нью-Йорк. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Небоскребы, небоскребы, но я не маленький такой.

Небоскребы, небоскребы, но я не маленький такой. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Встреча двух немецких гигантов — летающей лодки Do-X и дирижабля "Граф Цеппелин".

Встреча двух немецких гигантов - летающей лодки Do-X и дирижабля "Граф Цеппелин". Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя "Умберто Маддалена". Киль раскрашен в цвета итальянского флага.

Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя "Умберто Маддалена". Киль раскрашен в цвета итальянского флага. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Носовая часть "Умберто Маддалены" крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.

Носовая часть "Умберто Маддалены" крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.

Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту.

Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту. Do-X, Dornier, Дорнье, авиация, воздушная техника, пассажирский самолет, самолет, транспорт

На снимке — конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.

Ссылки по теме:
  • Взгляд снизу: самолеты в деталях
  • 80-летняя стюардесса продолжает работать на рейсах из Вашингтона в Бостон
  • Еда в самолете: бизнес-класс против эконома на примере 20 авиакомпаний
  • Несколько неприятных фактов о полетах: памятка для пытливого авиапассажира
  • Не рискуйте здоровьем! Никогда не делайте этого в самолете!

Категория: Интересное.