Художественные особенности телевиденья

Просмотров: 73

Много важных проблем выходит за компетенцию искусствоведения, переходя к социологии, психологии и другим дисциплинам. Но все же эти проблемы продолжают влиять на искусство, касаться нас. Наша задача — задача художников, артистов, искусствоведов, журналистов — разобраться, как по-настоящему творчески овладеть телевидением, каковы его художественные особенности и каковы его взаимоотношения с кино.

Итак, не слишком решительно, но все-таки было провозглашено, что родилось новое искусство и что оно сменит, вытеснит искусство кино.

В своей книге «Телевидение. XX век» (1908) Э. Багиров и И. Кацев горячо утверждали равноправное существование двух искусств — кино и телевидения. (Правда, позднее Э. Багиров, много и успешно изучавший телепередачи, смягчил свою точку зрения, признав, что концепция нового искусства — «сильно подорвана».) Глашатаи этого нового искусства не задумывались над тем фактом, что телевидение отвоевывало зрителей у кинотеатров в основном тем, что показывало фильмы, то есть произведения киноискусства. К телевизорам зрителей влекли, во-первых, оперативная политическая информация, во-вторых, спортивные соревнования, в-третьих, кинофильмы. Ни политическая информация, ни трансляция футбольных и хоккейных матчей искусством не являются. Отдавая этим передачам много времени, интереса, внимания, зритель все же не мог бы заменить ими интерес к фильмам, к произведениям киноискусства. И не показывали бы по телевизору фильмы — зритель пошел бы в кинотеатры. Но фильмы по телевизору показывают. Все чаще.

Изменяется ли что-либо в этих фильмах? По телевизору они пока что теряют некоторую часть своей изобразительной да и звуковой культуры. Глубина резкости и световая нюансировка на телеэкране недостаточны, цвет передается неровно, часто искажается, размеры экрана для общих планов еще малы, а модуляции звука грубы, примитивны.

Я верю, что отсутствие нюансов звука, градации тонов, глубины резкости — чисто технические недочеты, которые скоро будут совершенно преодолены. С меньшей уверенностью, скорее, только с надеждой я думаю о наведении порядка в постановочной, правовой, организационной структуре телевидения. Оно еще не создало достаточного количества своих творческих кадров высокой квалификации, оно еще терпит у себя неудачников из кино и театра и людей, случайно забежавших из любопытства или из желания заработать. Но и порядок можно навести, и кадры можно вырастить, воспитать. Меня больше беспокоит вопрос об отношении зрителя к телефильму.

Великий Станиславский заботился о том, чтобы посещение театра было праздником, чтобы «театр начинался с вешалки», то есть чтобы зритель, входя в театр, сразу же настраивался на восприятие спектакля, отдавался бы спектаклю безраздельно. Кинотеатры, куда за рубежом можно забежать даже посреди сеанса, порастеряли эту праздничность, эту «обреченность» зрителя искусству. У телезрителя ее еще меньше. Фильм смотрится за чаем, за разговором с гостями или по телефону, за вязанием или приготовлением пищи. Включить и выключить трансляцию кинокартины легко и просто.

Телевизионные теоретики учитывают все эти недостатки и даже одно время пытались вывести из них учение о телевизионной специфике фильма. Стало известно, что лучше воспринимаются фильмы продолжительностью в один час, а не в полтора или в три часа. Что общие планы плохо разглядываются, короткий монтаж воспринимается, как мелькание, глубинные мизансцены выглядят плоскими: надо снимать крупными, длинными и плоскими кадрами. И эти «законы» есть основа для утверждения, что рождается новое искусство? Из технических недостатков новое искусство родиться не может.

Да будет позволено мне вспомнить, как в самом начале 30-х годов, придя на работу в Радиокомитет, я вслед за другими молодыми авторами резво включился в поиски нового радиоискусства, отличающегося от театра тем, что у него отсутствует зрелищность, что воздействует оно только на слух. Ничего, конечно, из этих поисков не вышло, что нисколько не уменьшило значения радио как распространителя, транслятора, пропагандиста других искусств. Еще более эти качества присущи телевидению.

Новости, транслируемые на телевидение, весьма ограничены временем. В то же время, новостной портал http://sovrnovosti.com/ предлагает неограниченный доступ к новостям из шоу-бизнеса в любой точке мира. Только самое свежее и интересное. Загляните.

Категория: Блог, Блог гогет.